Кто бы мог подумать, что XXI век начнется с глобальных политических потрясений, кризисов, эпидемий. Впору говорить о том, что наша цивилизация движется не к светлому будущему, а к краю гибели. Словно с цепи сорвались террористы всех мастей, одна локальная война сменяет другую.
Многие аналитики полагают, что большая часть неурядиц связана с таким понятием, как «золотой миллиард». Фактически это разделение населения Земли на первый и второй сорта ради сохранения комфортных условий жизни меньшинства.
О том, что жизненные ресурсы в мире конечны, задумывались еще в Древнем Риме. «Мы отягощаем собой мир, его богатств едва хватает, чтобы поддержать наше существование. По мере того как возрастают наши потребности, нарастает и ропот, что природа уже не в силах обеспечить нам пропитание», - сетовал христианский богослов и писатель Тертуллиан 1800 лет назад.
Демограф и экономист Томас Мальтус в конце XVIII века пришел к выводу, что бесконтрольное воспроизводство рода людского приведет к голоду на Земле. Он рассудил, что человечество растет в геометрической прогрессии, а добыча ресурсов, необходимых для жизни, - в арифметической. Дальнейшие умозаключения Мальтуса иначе, как средневековой дикостью, не назовешь.
Почтенный ученый полагал, что неконтролируемое размножение может быть остановлено, в первую очередь, естественными для человечества причинами. Например, эпидемиями, голодом, войнами, социальными ограничениями. И уже после этого - причинами субъективными, «рукотворными». В том числе контролем за рождаемостью и просвещением.
Мальтус руководствовался в своих выкладках формальной логикой. Способность человечества к самовоспроиз-водству бесконечна. Ресурсы жизнеобеспечения - конечны. Значит, люди рано или поздно расплодятся до такой степени, что на долю даже самых достойных не хватит мирских благ. Таким образом, воспроизводство человеческого рода нужно ограничить.
А в то же самое время войны ежегодно поглощают десятки тысяч солдат и мирных граждан, эпидемии регулярно косят народ, не разбирая чинов и званий, голод уносит жизни сотен тысяч, если не миллионов. Защититься от этих напастей под силу скорее людям образованным и богатым, а значит, достойным. Вывод прост: пусть воюют все и со всеми, а о благотворительности, развитии общедоступной медицины и прочем гуманизме надо забыть.
Умозаключения Мальтуса не учитывали массу факторов, играющих серьезную роль в современной экономике и демографии, но оказались необычайно живучими. Даже Чарлз Дарвин увлекался его идеями, не говоря уже о Карле Хаусхофере, идеологе нацистской теории «жизненного пространства». Часто пользуются постулатами Мальтуса и его современные последователи. К примеру, в ходу такой тезис.
Рождаемость в слаборазвитых странах высокая, как в аграрных, а смертность низкая, как в индустриальных, - из-за медицинской помощи более развитых стран. Отсюда следует вывод: лишить помощи слаборазвитые страны, чтобы на долю более развитых осталось больше ресурсов.
В конце XX века так называемые развитые страны потребляли 85% ресурсов. В основном это касалось энергоносителей, металлов, прочего сырья. При этом их население составляло едва ли седьмую часть от мирового. И снова надо сделать пометку: здесь не учитывались СССР, страны Варшавского блока, Китай, Индия и некоторые другие.
После первого в истории человечества энергетического кризиса 1973 года неомальтузианцы, ориентируясь на доклад комиссии ООН, ввели в оборот термин «золотой миллиард». Согласно этому докладу, ресурсов Земли должно было хватить для поддержания приемлемого по западным стандартам уровня жизни всего для миллиарда человек (уже тогда число жителей нашей планеты превосходило эту цифру в четыре раза).
Поначалу этот термин употреблялся в дискуссиях об экологии, макроэкономике, демографии и миграционной политике. Иной раз проскальзывали публикации, в которых освещались вопросы о размерах помощи слаборазвитым странам. Но прикладные рассуждения мало кого интересовали. Умами больших политиков безраздельно завладела стратегия сдерживания большинства населения Земли меньшинством.
Советские ученые, обосновывая преимущества коммунистического пути развития, как будто предвидели достижения человечества, которые легли в основу критики мальтузианства. Были доказаны возобновляемость сельхозресурсов, резкий рост выявления разведанных месторождений полезных ископаемых и повышение эффективности производства за счет применения энергоемких технологий. Все это с успехом используют теперь в странах того самого «золотого миллиарда».
Самое время рассказать, что это США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, государства Евросоюза, Израиль, Япония, Южная Корея и Аргентина. Даже благополучная Швейцария попадает в одну группу с Россией, большей частью Южной Америки и рядом наиболее развитых стран Азии и Африки - в категорию «второго сорта» с точки зрения целесообразности поддержания в них человеческого ресурса.
Есть еще и категория «двоечников», живущих, по мнению неомальтузианцев, за счет развитых стран: Китай, Индия, Индонезия, Боливия, Парагвай, часть Африки. К слову, три первые державы входят в четверку самых густонаселенных в мире. Большей части Африки и некоторых азиатских стран для этих теоретиков не существует - данные территории не годятся даже в качестве сырьевого придатка.
Удивительно, но есть на нашей планете места, где людям, с точки зрения «миллиардеров», жить вообще не полагается. Это Сомали, Уганда, Руанда, Бурунди, Чад, Гренландия и Фарерские острова. Две последние территории, кстати, принадлежат стране «первого сорта» - Дании.
В СССР такие учения получили название «неоколониализм». Россия за это получила в наследство статус сырьевого придатка. Нужно четко понимать, что понятие «золотой миллиард» вовсе не подразумевает единства белой расы, как казалось лет двадцать назад. Это категория экономическая и геополитическая.
Противники неомальтузианцев обвиняют оппонентов в лукавстве и манипулировании общественным мнением. Вся эта легенда о «золотом миллиарде» нужна им в качестве обоснования эгоистичного поведения наиболее развитых стран. Они ради сохранения высокого уровня потребления, темпов роста и качественного уровня жизни населения готовы любыми средствами удерживать в менее развитом состоянии остальные.
Теория «золотого миллиарда» - пропагандистское средство. Она призвана объяснять любые несчастья остального мира: от нехватки питьевой воды до эпидемии лихорадки Эбола. Есть средства и политические. К ним относятся разного рода региональные и трансконтинентальные объединения успешных и богатых стран, влияющих на остальных разного рода санкциями и «черными списками».
Затем вступают в дело рычаги экономические. К примеру, как раз с такими приемами сейчас столкнулась Россия. А если не помогают вышеуказанные средства, то «миллиардеры» без долгих раздумий берутся за оружие.
Делать это приходится все чаще, так как благодаря развитию информационных технологий население слаборазвитых стран узнает о том, как живут в странах «золотого миллиарда», и имеет возможность сравнивать. Естественно, желание существовать в качестве сырьевого придатка, места хранения токсичных отходов и источника дешевой рабочей силы не возникает ни у кого.
А разглагольствования о том, что всему остальному миру обеспечить схожие со странами «миллиарда» условия существования невозможно, вызывают обратную реакцию. Она проявляется в терактах 11 сентября, агрессивной политике КНДР, ядерной программе Ирана, действиях боевиков «Исламского государства». Население слаборазвитых стран не хочет оставаться «вторым сортом», располагая львиной долей природных ресурсов.
Между тем теория «золотого миллиарда» начинает трещать по швам и с научной точки зрения. Она, к примеру, не учитывает теорию демографического перехода. Согласно ей, переход от традиционного общества к индустриальному (первое характерно для так называемых слаборазвитых стран, а второе как раз для «золотого миллиарда») сопровождается резким падением смертности и рождаемости, в результате чего воспроизводство человеческих ресурсов сводится к простому замещению поколений.
Это приводит к стабилизации роста населения. Собственно, согласно теории Мальтуса и его последователей, именно эта часть землян и достойна лучшей участи. А остальных нужно законсервировать в слаборазвитом состоянии.
Однако неомальтузианцы закрывают глаза на то, что демографический переход завершили Китай, Россия, практически вся Латинская Америка, Иран, Турция и целый ряд арабских государств. Но население этих стран к «золотому миллиарду» причислять никто не собирается. Как и отказываться от основного постулата теории Мальтуса, согласно которой человечество растет в геометрической прогрессии.
Действительно, с 1900 по 2011 год население Земли выросло с 1,6 до 7 миллиардов. Но в настоящий момент рост замедлился: более 46% людей проживают в странах, завершивших демографический переход. Более того, в ряде стран (прежде всего в Западной Европе) начался этап, на котором стабилизация численности населения сменяется снижением.
Современные ученые, не озабоченные пропагандой теории «золотого миллиарда», полагают, что население Земли остановит рост на отметке 14 миллиардов, а к 2100 году и вовсе начнет сокращаться. При этом «несущая способность» нашей планеты - 16-18 миллиардов человек.
Но пока отказываться от деления человечества на два сорта апологеты теории «золотого миллиарда» не собираются. Им гораздо удобнее защищать свое превосходство с помощью средневековой дикости, чем поделиться материальными благами и знаниями.